По данным Российского союза автостраховщиков, на выплату компенсации по обязательной "автогражданке" уходит 22 рабочих дня. "Почему же так долго?", - задается вопросом газета, называя время, которое проходит с момента аварии до получения страховки, - "самым уязвимым звеном" в ОСАГО. Проблему на страницах "Известий" комментируют несколько экспертов-страховщиков.
Известия,
12 августа 2004 г.
Почему так долог путь от ДТП до выплаты 1535 просмотров
Обязательное автострахование (ОСАГО) вводилось для того, чтобы без проволочек компенсировать убытки потерпевшим. Но пока время, которое проходит с момента аварии до получения страховки, — самое уязвимое звено в «автогражданке». Продолжительность обивания порогов различных инстанций негативно сказывается на имидже ОСАГО. Понимая это, страховые компании пытаются сократить время прохождения цепочки от аварии до получения возмещения. Но не все в их силах.
Для получения суммы, причитающейся за разбитый автомобиль, потерпевшему необходимо сегодня пройти несколько этапов: оформить аварию на месте происшествия, дождаться, когда ГАИ установит виновника и выдаст соответствующие протокол и постановление, собрать необходимые документы для начисления суммы компенсации, дождаться ее расчета и получить деньги у страховщика или в банке. В некоторых компаниях справляются за три дня, в других — за полтора месяца. В среднем, по данным Российского союза автостраховщиков, на выплату компенсации уходит 22 рабочих дня. Почему же так долго?
«Первая проблема, с которой сталкивается потерпевший, и решение которой никак не зависит от страховщика — это ожидание сотрудника ГИБДД на месте ДТП», — говорит Игорь Дерягин, заместитель руководителя департамента авто страхования Росгосстраха. По рассказам тех, кто уже столкнулся с проблемой, в крупных городах и на трассах инспекторов дорожно-патрульной службы приходится дожидаться по 4-8 часов. Еще час уходит на оформление происшествия и документов. Пока, говорят страховщики, решить проблему не получится — необходимо выработать процедуру, которая позволила бы автоинспекции отказаться от обязательного участия в оформлении хотя бы мелких ДТП. В большинстве стран водители в случае мелких аварий сами рисуют схему происшествия для страховых компаний.
Правда, по мнению Петра Харчевникова, начальника отдела урегулирования убытков по ОСАГО страховой компании «Согласие», "грамотную схему может составить только обученный человек, а наши водители иногда даже словесно не в состоянии обрисовать обстоятельства ДТП". Нередко у нас случается и так, что виновник сначала со всем согласен, а потом от своих слов отказывается. По словам Сергея Мамаева, начальника управления урегулирования убытков компании «Ингосстрах», в этой ситуации у сотрудника ГАИ уже нет возможности провести объективный анализ происшедшего и вынести справедливое решение.
Есть и другая проблема. «Самостоятельное составление схемы не освобождает от необходимости получить весь набор документов в ГАИ. Т.е. сэкономить можно пару часов, а путаницы может быть много», — говорит Владимир Новоселов, директор Центра страхования автотранспорта компании «Энергогарант». Кроме того, составление протокола сотрудником ГИБДД является дополнительной защитой от страховых мошенничеств.
На определение виновника происшествия ГИБДД отводится 15 дней чистого времени. Еще 10 дней дается на обжалование решения у начальников ГАИ или в суде. На практике этап определения виновника — один из самых длинных и нудных.
«Сложно судить, что именно мешает повысить пропускную способность инспекций: неправильная организация труда или другие причины, но страховые компании практически никак не могут помочь тут своим клиентам», — восклицает Владимир Новоселов.
Еще одно препятствие на этом пути — виновная сторона. По словам страховщиков, тот, кто совершил аварию, как правило, не стремится содействовать потерпевшей стороне. Виновнику аварии предписано вместе с потерпевшим на месте ДТП заполнить извещение, сообщить пострадавшему номер полиса, наименование, телефон и адрес страховой компании и в течение пяти рабочих дней вручить или направить страховщику подтверждение о том, что авария произошла. Однако, по мнению Петра Харчевникова, именно это чаще всего страхователи не выполняют, понимая, что в получении страховки заинтересован сам пострадавший.
Извещение необходимо страховой компании для уточнения обстоятельств ДТП. Нарушителями правил движения могут быть обе стороны, а ответственной за ущерб — одна. Например, один водитель запарковал машину в неположенном месте, а другой в нее врезался. Оба водителя нарушили правила, но причиной ДТП стала невнимательность второго. «К сожалению, участники происшествия не заполняют извещение на месте ДТП, — говорит Сергей Мамаев из «Ингосстраха», — и в дальнейшем приходится разыскивать страхователя, получать от него заполненное извещение, а это приводит к затягиванию сроков выплаты».
— Когда потерпевший обращается в страховую компанию с заявлением о страховом событии, страховщик обязан провести авторизацию полиса, — дополняет его Игорь Дерягин из Росгосстраха. — Проверить, действительно ли этот полис выдан данной страховой компанией, выписан на этого страхователя и является действующим. Процесс авторизации - наиболее сложный для страховщика во всей процедуре урегулирования, и затяжки обычно происходят на этом этапе. Но в рамках одной страховой компании, имеющей филиалы во всех регионах страны, авторизовать полис проще, чем между двумя страховыми компаниями, взаимно представляющими интересы друг друга в разных регионах.
При этом Игорь Дерягин обращает внимание на то, что установленный законом срок на исчисление размера выплаты отсчитывается с момента предоставления последнего документа. А в реальности бывает чаще так, что потерпевший приносит часть документов, а потом «по одной все остальные и искренне считает, что отсчет пошел с того момента, как он написал заявление в страховую компанию». С момента представления последнего документа, который указан в правилах обязательного страхования, страховщик в течение 15 дней обязан составить страховой акт и в течение 3 дней после того, как он будет составлен, произвести страховую выплату, говорят страховщики.
В соответствии с законодательством на страховщика ложится обязанность «организовать экспертизу» автомобиля в пятидневный срок. «Если же пострадавший сам обращается в автоэкспертное бюро, срок выплаты может занять больше времени из-за того, что специалистам компании нужно проанализировать, насколько четко учтены технологии завода-изготовителя. В стране до сих пор нет единых стандартов оценки ущерба, не развит рынок услуг независимых экспертов, и разброс в оценках причиненного потерпевшему ущерба может быть очень велик», — поясняет Сергей Мамаев из «Ингосстраха». Еще неделя, по словам Владимира Новоселова из «Энергогаранта», требуется экспертам для составления отчета, т.е. полной расшифровки акта осмотра с цифрами, сметами, оценками. Некоторое время уходит на проверку этого отчета инженерами страховой компании и еще несколько дней — на подготовку страхового акта, являющегося основанием для выплаты. Сократить это время, по словам страховщиков, вряд ли удастся.
Владимир Салмин
Вся пресса за 12 августа 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
|
Ульяновская правда, 17 января 2025 г.
В областном центре задержали группу автоподставщиков
|
|
БК55, Омск, 17 января 2025 г.
Стали известны регионы с самыми агрессивными водителями
|
|
Вечерний Петербург, 17 января 2025 г.
Две трети петербуржцев регулярно сталкиваются с агрессивными водителями
|
|
Интерфакс, 17 января 2025 г.
Дело об афере в медстраховании на 18 млн рублей направлено в суд в Кузбассе
|
|
Business FM Челябинск, 17 января 2025 г.
Менее половины челябинцев пожаловались на агрессивных водителей
|
|
Российская газета онлайн, 17 января 2025 г.
В программу ОМС вошли 43 новых метода высокотехнологичной медпомощи
|
|
Frank Media, 17 января 2025 г.
РНПК расширила предложение перестрахования впервые за 3 года
|
|
Парламентская газета, 17 января 2025 г.
В программу ОМС включены 43 новых метода высокотехнологичной медпомощи
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|